За 65-летнюю историю существования МТЗ продукция предприятия экспортировалась почти в 120 стран мира, и сегодня во многих из них «Беларусы» считают визитной карточкой нашей республики. Только за минувший год наши тракторы купили потребители из 52 государств. Поставки машин осуществлялись в том числе в 42 страны дальнего зарубежья. География экспорта продукции с заводским брендом продолжает расширяться. «Беларусы» успешно продвигаются на новые рынки сбыта. Об этом и о перспективных направлениях маркетинговой стратегии МТЗ в дальнем зарубежье — наше интервью с заместителем маркетинг-директора РУП «МТЗ» по работе на рынках стран дальнего зарубежья Николаем ДУБОВЦОМ.

— Николай Владимирович, по сложившейся традиции накануне дня рождения завода принято подводить итоги деятельности, отмечая наиболее значимые достижения, которые потом войдут в летопись предприятия. Одним из таких достижений, без сомнений, является освоение новых рынков сбыта. В истории развития сотрудничества МТЗ с какими государствами точкой отсчета станет 65-й год существования завода?

— В 2011-м «Беларусы» впервые экспортированы в Тунис, Ирак, Нигерию, Конго, Буркина-Фасо, возобновлено сотрудничество с Канадой. Кроме того, продолжились поставки в Сальвадор. Первая партия наших тракторов мощностью 57—89 лошадиных сил была отправлена в это государство осенью минувшего года. Сальвадорский рынок не характеризуется большой емкостью, но для нас он интересен возможностью нарастить присутствие «Беларусов» в странах Латинской Америки.

— В этой части земного шара «Беларусы» хорошо известны благодаря активному сотрудничеству предприятия с венесуэльской стороной. Как оно развивается сегодня?
— В настоящее время в Венесуэле находится делегация МТЗ во главе с маркетинг-директором предприятия. Решается вопрос заключения контрактов на поставку техники в нынешнем году. Планируется подписать договоры с двумя компаниями. В первом случае ведутся переговоры о поставке 600 «Беларусов», во втором — 500.

— Крупнейшим импортером наших тракторов в дальнем зарубежье в последние годы является Пакистан. В 2010-м объем продаж «Беларусов» на этом рынке сбыта уменьшился из-за случившегося в стране стихийного бедствия. В настоящее время ситуация стабилизируется?
— С одним из партнеров в Пакистане на нынешний год заключен договор о поставке 8 тысяч тракторов. С 1 июня планируем начать сотрудничество еще с четырьмя местными компаниями. Что же касается действующего контракта, то за 4 месяца 2011-го в Пакистан продано 1077 «Беларусов».

— А как в целом можно оценить экспорт заводских тракторов в дальнее зарубежье с начала нынешнего года?
— За январь — апрель туда продано техники на сумму в 88,9 миллиона долларов, что почти на 6,7 миллиона долларов больше, чем за аналогичный период 2010-го. Количественный показатель экспорта за 4 месяца составил 5426 «Беларусов». В целом этот показатель вышел на уровне того, который был достигнут в январе — апреле минувшего года. Дело в том, что в начале 2010-го, еще до стихийного бедствия в Пакистане, в это государство осуществлялась отправка крупных партий наших тракторов, и, соответственно, по сравнению с тем периодом в начале 2011-го объем экспорта в Пакистан вдвое сократился. Это повлияло на общий показатель. Однако, если говорить о каждой стране в отдельности, то в большинстве случаев отмечается увеличение темпа роста продаж заводской техники. Значительно активизировались поставки в Болгарию, Румынию, Германию, Польшу, Латвию, Эстонию, Судан. Темп роста экспорта, к примеру, в Китай за 4 месяца 2011-го составил 620 процентов, в Норвегию — 357,1 процента, Сербию — 354,2 процента.

— В Сербии в нынешнем году планировалось запустить сборочное производство «Беларусов»…
— Его торжественное открытие состоялось в марте. Решение о создании сборочного производства в Нови-Саде на базе ООО «Беларус – Агропанонка» принималось на межправительственном уровне. Была проделана огромная работа по реализации этого совместного проекта, и сегодня результат оправдал ожидания. Предприятие оснащено современным оборудованием, установлен полномасштабный конвейер, что в будущем даст возможность собирать здесь тракторы любой номенклатуры. Пока же в Нови-Саде выпускаются «Беларусы» двух моделей — 820 и 1025. Для сборки пилотной партии машин в апреле в Сербию было поставлено 18 тракторокомплектов, в настоящее время там завершается выпуск еще 51 «Беларуса».

— На нынешний год в числе направлений маркетинговой стратегии предприятия в дальнем зарубежье, определенных в качестве приоритетных, значилось также создание сборочных производств в Китае и Алжире. Как обстоят дела с реализацией этих планов?
— Организация сборочного производства «Беларусов» модели 2022 в Харбине началась в конце минувшего года. В настоящее время это предприятие уже работает, туда поставлено 10 тракторокомплектов. Кроме того, в Китае, в городе Урумчи, действует и ранее созданное сборочное производство наших машин — моделей 1025 и 1221. В нынешнем году поставки в Урумчи значительно увеличилась, за 4 месяца отправлено 300 тракторокомплектов, тогда как за весь 2010-й — 50.

Сотрудничество в деле организации сборочного производства в Алжире тоже развивается успешно. Местная компания – партнер МТЗ готовится к открытию сборочного предприятия «Беларусов», и в ближайшее время планируется поставка первой партии из 21 тракторокомплекта.

— На 3-м семинаре-совещании «О работе субъектов товаропроводящей сети ПО «МТЗ», перспективах и задачах по ведению внешнеэкономической деятельности», которое состоялось на предприятии в декабре минувшего года, говорилось о необходимости продвижения на рынках сбыта всего шлейфа прицепного и навесного оборудования, то есть о продаже всей технологии с участием трактора. Эта тема может развиваться в дальнем зарубежье?

— На рынках сбыта этих государств она не особенно актуальна, хотя некоторые идеи и подвижки в ее развитии все же есть. К примеру, заключен контракт на поставку мотоблоков и мини-тракторов с навесным оборудованием в Южно-Африканскую Республику и сопредельные с ней страны. Мини-техникой, выпускаемой Сморгонским агрегатным заводом, входящим в ПО «МТЗ», заинтересовались также представители одной из малийских компаний.

— Учитывая итоги экспортной деятельности за 4 месяца, можно утверждать, что в дальнем зарубежье наметились хорошие перспективы. В какие еще из этих стран в нынешнем году поставки «Беларусов» увеличились значительно?

— Хорошими темпами развивается сотрудничество с Венгрией. Расширилась товаропроводящая сеть фирмы «БеларусТрактор», представляющей интересы МТЗ на венгерской территории. Вместо трех дилеров, как это было ранее, там теперь работает 50. В результате за 4 месяца 2011-го в Венгрию экспортировано 410 наших тракторов, тогда как в январе – апреле 2010-го поставок не было. Кроме того, можно отметить успехи в сотрудничестве с Польшей. Во-первых, экономика этой страны начала выходить из кризиса, поэтому повысился покупательский спрос на тракторы. Во-вторых, предприятие изменило свою стра-тегию работы на польском рынке, дав эксклюзивное право продвигать на нем «Беларусы» давнему партнеру — фирме «Пронар». В нынешнем году планируем увеличить поставки нашей техники в Польшу до двух тысяч машин.

— В целом каковы прогнозы на 2011-й?

— По итогам нынешнего года планируем увеличить объем продаж тракторов в дальнем зарубежье не менее чем на 20 процентов. Причем это касается и количественного показателя, и суммы валютной выручки. Сегодня у нашего предприятия есть все перспективы для реализации этих планов.