В январе состоялся рабочий визит премьер-министра республики Михаила Мясниковича в Туркменистан. Руководитель белорусского правительства встретился с Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым и вице-премьерами Баймыратом Ходжамухаммедовым и Сапардурды Тойлыевым. В ходе визита представители белорусской и туркменской сторон посетили строительную площадку Гарлыкского горно-обогатительного комбината. Напомним, что год назад с государственным концерном «Туркменхимия» был подписан контракт на строительство этого комбината белорусскими специалистами. Кроме того, программа визита предусматривала презентацию перспективных совместных белорусско-туркменских проектов, а также обсуждение на высоком уровне вопросов торгово-экономического сотрудничества сторон. В составе белорусской делегации Минский тракторный завод представлял первый заместитель маркетинг-директора РУП «МТЗ» по коммерческой работе в РБ и странах СНГ Виктор Приходько. Он рассказал нашей газете о том, какие договоренности были достигнуты в ходе визита, и о перспективах экспорта «Беларусов» в Туркменистан.
— Виктор Николаевич, согласно статистическим данным, за последние пять лет товарооборот между Беларусью и Туркменистаном увеличился в два раза. Прежде всего это обусловлено высокими темпами роста белорусского экспорта, весомую долю в общем объеме которого занимают тракторы МТЗ. Каких результатов по итогам минувших лет достигло наше предприятие в деле поставок своей продукции на рынок этого государства?
— Сотрудничество с туркменской стороной имеет свои особенности. Коммерческие контракты на поставку техники, к примеру, подписываются после принятия решений на самом высоком государственном уровне. Тем не менее, стоит отметить, по итогам последних лет объемы экспорта белорусских тракторов были достаточно большими. В минувшем году МТЗ поставил в Туркменистан 528 «Беларусов» на сумму более 11 миллионов 200 тысяч долларов. А, к примеру, в 2009-м туда было экспортировано 1507 наших тракторов на 30,5 миллиона долларов.

Закупки техники туркменской стороной осуществляются за счет бюджетных средств, поэтому контракты заключаются с государственными организациями. Интересы МТЗ в Туркменистане защищает Представительство ПО «МТЗ».

— Как решены вопросы технического обслуживания?
— Сервис наших тракторов обеспечивает хозяйственное общество «Техно-Сервис», учрежденное Ассоциацией «Туркменобахызмат». Начиная с 2003-го по согласованию с Министерством сельского хозяйства Туркменистана оно определено как сервисный агент Минского тракторного завода. Его техническое оснащение и уровень квалификации специалистов позволяют выполнять практически все виды ремонта, вплоть до самых сложных, связанных с полной разборкой и сборкой узлов трактора, а также с послеремонтными регулировками машин. Станции тех-обслуживания открыты во всех областях Туркменистана. В распоряжении этого хозяйственного общества имеется 17 сервисных автомобилей, оснащенных полным комплектом необходимого оборудования, а также склад запасных частей.

— Учитывая сложность процедуры заключения контрактов с туркменской стороной, обусловленную принятием решения на уровне главы государства, в ходе состоявшегося визита правительственной делегации нашей республики в Туркменистан рассматривались вопросы дальнейших поставок белорусской продукции, в том числе и тракторов. Обсуждение было предметным?
— Да, речь относительно экспорта «Беларусов» шла о подписании на нынешний год договора, предполагающего поставку 1,5 тысячи тракторов модели 80Х и пятисот — модели 82.1. Еще накануне визита в Туркменистан были командированы наши специалисты, которые совместно с нашим представительством занимались подготовкой контракта. Была проведена встреча с руководителем Представительства ПО «МТЗ» в Туркменистане Джанханбаем Ягшимурадовым, обсуждены вопросы цены на тракторы. В дальнейшем, во время пребывания в Туркменистане правительственной делегации Беларуси, эти вопросы рассматривались на высоком уровне. С участием главы белорусского правительства Михаила Мясниковича состоялись переговоры с заместителем председателя Кабинета министров Туркменистана по экономическим вопросам, а также с председателем Ассоциации «Туркменобахызмат». Были согласованы объем предполагаемой поставки «Беларусов» и цены на них. Далее вопрос заключения контракта обсуждался на встрече Михаила Мясниковича с Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. Глава туркменского государства высказал заинтересованность в решении вопроса.

— Каковы дальнейшие действия нашего предприятия с учетом достигнутых в ходе визита договоренностей? — В настоящее время начата работа по согласованию условий контракта в государственных органах Туркменистана. Возможность его реализации даст нашему предприятию дополнительные объемы производства, ведь поставки будут осуществляться в течение всего года. В настоящее время нами также начата проработка предложения о поставке в Туркменистан партии запасных частей к нашим тракторам. Сейчас обсуждается номенклатура и цены.